О всё более заметных геополитических амбициях Турции повествует статья нью-йоркского Совета по международным отношениям. В статье подчёркивается тот факт, что, учитывая географическое положение между Азией и Европой, Турция способна заметно влиять на Кавказ, Центральную Азию, Евросоюз, Средиземноморье и Ближний Восток.
В соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 года Анкара контролирует проход через проливы Босфор и Дарданеллы, критически важные водные пути, соединяющие Черное и Эгейское моря, которыми проходят сотни миллионов тонн грузов каждый год. На нескольких турецких военных базах расквартированы вооруженные силы США, а американское ядерное оружие по-прежнему размещено на авиабазе Инджирлик. Но президент Реджеп Эрдоган стремится продвигать влияние Турции дальше, особенно на Ближнем Востоке, где ослабление присутствия Вашингтона оставило вакуум, который Анкара надеется заполнить. Эрдоган и его ПСР (Партия справедливости и развития), консервативная сила с исламистскими корнями, пришли к власти в 2002 году после десятилетия политической нестабильности и финансового кризиса. Партия справедливости и развития начала экономические и политические реформы, чтобы приблизить Турцию к стандартам ЕС, и в период с 2001 по 2011 годы экономика страны росла в среднем на 7,5 процента. Во внешней политике девизом ПСР было «избегать проблем с соседями», а также расширение влияния Турции путем налаживания торговых связей, поощрения демократии и подчеркивания её исламской идентичности. Но к концу 2000-х годов ПСР стала более авторитарной. Она укрепила контроль над средствами массовой информации, зачистила армию от предполагаемых диссидентов, преследовала и заключала в тюрьму критиков, а также подавляла протесты – говорится в публикации аналитического офиса. Так президент Эрдоган начал резкий сдвиг во внешней политике, который ставит целью расширении военного и дипломатического присутствия Турции. С этой целью Анкара установила военное присутствие в таких странах, как Азербайджан, Ирак, Ливия и Сирия; поставила Эфиопии и Украине боевые беспилотники; а также построила исламские школы за границей. Однако военные авантюры за пределами турецких границ сильно испортили отношения турок со многими сопредельными странами. Связи Турции с Бахрейном, Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ, неформальной группировкой, более известной как «четверка», ослабли после того, как Анкара поддержала «Братьев-мусульман» (запрещённая в России террористическая организация – прим. перев.) в Египте во время арабских волнений 2011 года – говорится в статье. Поскольку напряженность в отношениях и с Западом сохраняется, Турция изучает другие направления, особенно в плане отношений с Китаем и Россией. Она укрепила связи с Пекином, который стал крупнейшим зарубежным экономическим партнером Анкары к 2021 году. В 2015 году Турция присоединилась к китайской инициативе «Один пояс – один путь», открывшей ей доступ к незападному финансированию инфраструктурных проектов. С 2016 года Китай также предоставил Турции миллиарды долларов в виде кредитов и денежных свопов. Отношения с Россией также довольно сложные. Помимо приобретения зенитно-ракетных систем С-400, Анкара и Москва сотрудничают и в инфраструктурных проектах, таких как газопровод «Турецкий поток» и первая в стране атомная электростанция. Кроме того, Турция сильно зависит от поставок энергоносителей из России. Однако две державы поддерживают противоборствующие стороны в конфликтах в Ливии, Сирии, Нагорном Карабахе и на Украине. Нынешнюю внешнюю политику, утверждается в публикации, надо воспринимать, не как дрейф в сторону КНР и РФ, но лишь как очередную многовекторность турецкого руководства.
Свежие комментарии