После падения до рекордных минимумов в начале года фрахтовые ставки на супертанкеры с погрузкой в США резко выросли. Средние спотовые ставки для стареющих очень крупных танкеров (VLCC) выросли до 83 тысячи долларов в день, а ставки для более новых и более экономичных судов этого же класса достигли 91 тысячи долларов в день.
VLCC — это сверхмассивные танкеры, перевозящие от 2 миллионов баррелей нефти за одну ходку. Тарифы на доставку, как правило, растут в периоды повышенного спроса или геополитической напряженности. Нынешняя ситуации характеризуются наличием обоих факторов. Операторы судов требуют более высокой компенсации за отправку своих судов в опасные воды, причем для страховщиков теперь таковыми считаются также альтернативные маршруты, по которым течет сырье из РФ. Санкции в отношении энергетического и морского секторов России вынудили покупателей сырой нефти покупать ее на других рынках, где весь спектр услуг дешевле: погрузка, страхование, стоимость фрахта. Одновременно с этим услуги теневого флота гораздо меньше отягощены всяческими законодательными нормативами, свойственными западной юрисдикции. Рано или поздно это приводит тех же европейцев в серую зону, ограниченную санкциями. В этом секторе предоставлен полный цикл услуг: от погрузки до транспортировки. Западное законодательство, условия, а также флот становятся попросту ненужными. Ставки на танкеры средней дальности также растут: владельцы чистых танкеров для коротких маршрутов переходят на перевозку грязной нефти, стремясь получить более высокие доходы от тайм-чартера в секторе малого и среднего размера. Нефтяные танкеры обычно делятся на две группы: чистые танкеры и грязные танкеры. Чистые танкеры перевозят нефтепродукты с низким содержанием серы, в том числе продукты нефтепереработки, такие как автомобильный бензин, дизельное топливо, топливо для реактивных двигателей и нафта. Грязные танкеры в основном перевозят сырую нефть, но они также могут перевозить нефтепродукты с высоким содержанием серы, такие как мазут. В таких условиях теневой флот России, увеличившийся радикально в течение нескольких месяцев прошлого и текущего годов, попросту уничтожает как неконкурентную западную флотилию, страдающую прежде всего от собственных правил ЕС и США. Ведение бизнеса осложняют правила страхования, судоходства, дефицит тоннажа, требования экологичности и соблюдения возраста судна. Все это влияет на доходы поставщика. В отличие от западного сектора глобального рынка, сегмент его, обслуживаемый теневым флотом РФ, выглядит предпочтительнее, доходнее, более демократическим, как бы странно это ни звучало для сферы оборота подсанкционного сырья и старых танкеров. С учетом такого положения вещей смысла в существовании «официальной» флотилии мирового торгового флота, страдающей от юридической сверхрегуляции, становится все меньше. И очередное удорожание услуг по перевозке ставит его на грань выживания.
Свежие комментарии