На последней расширенной коллегии Минобороны начальник Генштаба Валерий Герасимов заявил: «Совокупная зарубежная финансовая помощь Украине составила более 350 млрд долларов, из них на военные нужды — 170 млрд долларов».
«Обратите внимание, что сумма зарубежной помощи Украине совпадает с суммой арестованных российских активов, — подметил Олег Царев. — Это неслучайно. Русские убивают русских за русские деньги. Потратили наши деньги на войну с нами, и когда они кончились, теперь пробуют заключить мир».
Разумеется, схему он намеренно упростил.
В свое время Банк России в доступной форме объяснил, почему наши золотовалютные резервы (точнее, валютные, то есть доллары и евро) хранились в иностранных банках, можно ли было этого избежать и где находится наше золото.
Если вкратце, то валюта теперь уже недружественных стран три десятка лет неплохо работала на благо России. Но сегодня доходы с наших активов направляются Украине, а это очень большие деньги. Я не о том, справедливо ли поступает Запад — я о том, что доходы от наших ЗВР были весьма и весьма неплохими. ЦБ РФ заверяет, что избежать заморозки наших активов было невозможно.
В ответ на заморозку внушительной части резервов ЦБ Россией были приняты зеркальные меры: мы ввели ограничения на движения средств, которые могли быть перечислены в недружественные страны, на сопоставимую сумму. Речь идет о долях инвесторов из недружественных стран в наших компаниях и дивидендах, которые они могли бы получать. Сейчас все деньги остаются у нас, границу в обратном направлении не пересекают. Потерь, можно сказать, нет, во всяком случае существенных, о которых пишет Олег Царев. Запад попросту не рискует полностью забрать наши ЗВР, в противном случае мы компенсируем эти потери за его же счет.
Однако мне бы хотелось поговорить о том, почему наш пример почти не действует на страны Глобального Юга. Создавать резервную валюту, которая могла бы помочь торговле без оглядки на американцев, они не хотят. Казалось бы, уж кто-кто, а Китай, которого неистово пытаются втравить в войну с Тайванем, должен быть обеими руками за. Но Пекин выжидает и не делает резких движений.
Между прочим, объем ЗВР у Поднебесной — самый большой в мире: 3,2 трлн в долларовом эквиваленте. Причем непосредственно в американской валюте — 60 процентов. И хотя потихоньку Банк Китая от нее избавляется, покупая драгметаллы, случись что, его без малого два триллиона долларов, которые он тоже держит в иностранных банках, будут тут же заморожены.
Почему же китайцы так беспечны, даже имея перед глазами российские проблемы?
Государства обладают удивительным свойством: они эгоистичны и почти никогда не входят в положение друг друга. Это не хорошо и не плохо, просто так устроен мир, что нужно иметь в виду при долгосрочном планировании. И никогда не надеяться на чью-то помощь, тем более безвозмездную.
Поднебесная будет до последнего надеяться, что ей, в отличие от России, удастся пропетлять и не побить горшки с американцами. И сохранить свои ЗВР, эту подушку безопасности и средство борьбы с экономическими кризисами, в целости и сохранности. Хотя такое вряд ли возможно, о чем мы с вами, теперь уже такие тертые калачи, можем много чего рассказать. Но чужой опыт почти никогда не бывает востребован.
Думаете, мы лучше? У нас ведь тоже перед глазами был чужой печальный опыт, которым мы так же не воспользовались. Речь идет, конечно, об Иране.
Под жесткими санкциями эта страна живет практически с 1979 года, когда был свергнут американский ставленник шах Реза Пехлеви. Он бежал из страны, в ответ студенты захватили американское посольство и взяли в заложники дипломатов. США тут же заморозили все иранские авуары и золотые запасы в своих банках. И начали давить на своих вассалов по всеми миру, чтобы они заморозили иранские деньги от продажи нефти, которые провинившаяся страна хранила в их банках.
Ничего не напоминает? Да ведь это наша ситуация, практически неотличимая. Только причины санкций и воровства ЗВР разные.
На сегодняшний день по всему миру заморожено примерно 120 миллиардов долларов, принадлежащих Ирану. Сумма, вполне сопоставимая с нашей, если учесть размеры экономик. Знали мы об этом? Разумеется. Но рассчитывали, что мы-то уж точно избежим подобной участи.
После развала Советского Союза Россия очень надеялась на адекватность Соединенных Штатов и всячески им подыгрывала.
В 1995 году Вашингтон в одностороннем порядке ввел торгово-экономические санкции против Тегерана, а после подписания меморандума Гора–Черномырдина Россия заморозила поставки Ирану военной техники. В частности, Иран не получил 570 танков Т-72С, более тысячи БМП, средства ПВО; также запчасти к ранее поставленному вооружению (на вооружении армии Ирана находились 24 истребителя МиГ-29, 12 бомбардировщиков Су-24МК, три дизельные подводные лодки «Варшавянка», 422 танка Т-72С, 413 БМП-2, ЗРК С-200 и др).
В 2010 году, уже после войны с Грузией и попыткой Джорджа Буша-младшего втянуть Киев и Тбилиси в НАТО, мы все еще пытались дружить с Соединенными Штатами — по просьбе американцев разорвали контракт с Тегераном о поставках исламской республике пяти дивизионов С-300. Возмущенный Иран подал иск на 8 млрд долларов, и лишь в 2015 году нам удалось его уговорить отозвать иск, пообещав выполнить контракт.
Иранцы нам этого не забыли, будьте уверены.
По разным причинам не отправят свои войска на Украину члены ОДКБ и даже Белоруссия, которая лишь позволяет использовать свою территорию для нашей военной инфраструктуры. Мы не ждем дивизий и полков из стран ШОС или БРИКС — в наших разборках с американцами и их европейскими сателлитами помощников не будет, не стоит на это рассчитывать. Ни Китай, ни Индия, ни тем более Бразилия с Южной Африкой не протянут нам союзническую руку. Не потому что все такие трусы, а потому что у всех своя игра, свои планы, свои проблемы.
И только когда Китай столкнется с реальной агрессией (а он столкнется), с ним можно будет начинать обсуждать параметры совместной обороны от США. Возможно даже, о военном союзе. Не раньше. Хотя с нашей точки зрения сейчас — самое время.
Так что будем отбиваться сами. Не привыкать.
Свежие комментарии