На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Предатели нам не нужны...У них нет Родины!Шереметьевский фи...
  • Тамара Кукушкина (куликова)
    Скоро им за такое аукнется.Покаяние сжигател...
  • Ole Ole
    Неадекватный Вы какой-то, Анатолий АнатольевичПостпредство Росс...

Две страны, два мира

На днях вернулся из Китая. Самостоятельно проехал 4 города. Некоторые наблюдения из китайской жизни.

Театр начинается с вешалки, а заграница, обычно, с аэропорта. Аэропорт, как аэропорт. Только большой. Последний опыт заграничных путешествий у меня был более 20 лет назад, так что было некоторое волнение. Но в аэропорту устроено всё очень логично и необходимые формальности прошли без особых затруднений. Разве только то, что багаж необходимо получать в другом терминале до которого нужно ехать поездом.

Китайцы достигли больших высот в организации людских потоков. Пару тысяч человек выстроить в очередь чтобы никто никому не мешал и очередь быстро двигалась? Легко. Не сомневаюсь что и двадцать, и двести тысяч будут выстроены в гигантскую очередь, которая будет двигаться максимально быстро.

В России все китайцы кажутся на одно лицо, однако через несколько дней начинаешь замечать что все они разные. У них есть свои «татары», «якуты», «армяне» и пр… И даже без знания китайского языка слышишь что они говорят по разному. Ещё интересно, что во многих встречных китайцах видишь явные черты своих знакомых, которых считаешь чистокровными русскими. Воистину, поскреби русского — найдёшь китайца. Или наоборот.

С безопасностью у китайцев (или КПК) есть пунктик. К провозу в поездах и метро запрещены любые ножи, топоры и молотки. В Сиане, при входе на территорию вокзала, у меня конфисковали любимый складной Enlan с тонким лезвием длиной 8,5 см. Судя по мерному шаблону, оружием у них считаются все ножи с лезвием более 4 см. Все сумки пропускаются через сканер. Кроме того, контролируются все жидкости. Если ёмкость с жидкостью открыта, то просят сделать глоток. Запечатанные ёмкости проверяют на отдельном сканере. Практически в каждом случае производится обыск ощупыванием. Во всех местах массового скопления людей находятся стационарные посты полиции. Выглядят они как полицейский автобус приподнятый на стойки. Около значимых объектов находятся группы бойцов SWAT с техническим оснащением. На ключевых станциях метро в Пекине есть посты армейских военных. Правда они больше выглядят как символическое напоминание о том, кто здесь главный. На всех станциях есть посты полиции.

Метро. Наверное московское или питерское метро когда-нибудь будут такими же, но пока мне было сложнее разобраться куда идти на станции «Речной вокзал» чем на станции «Dongzhimen». Все линии метро имеют свои цифровые и цветовые обозначения. И эти обозначения есть на указателях, на полу, на стенах, эскалаторах. Не заблудишься, даже если захочешь. Проезд в метро стоит 16-32 рубля(1 юань — 8 рублей) в зависимости от расстояния. Билет покупается до конкретной станции, на которой его забирает автомат. Если станция не та до которой куплен билет, даже при аналогичной стоимости, то выход будет перекрыт. Про контроль при проходе на станцию я уже упоминал. На всех станциях есть барьеры с дверями для доступа в вагон поезда. Из вагонов принято выходить по центру дверей, а входить с краёв, о чём есть информация на полу перед дверями. На некоторых крупных пересадочных станциях организован выход людей из вагона на одну сторону, а посадка с другой. Также на узловых станциях в часы пик находятся «загонщики», которые до прибытия поезда организуют очереди перед дверями и энергичными выкрикиваниями и жестикуляцией командуют посадкой-высадкой. «Бабушки» в будке внизу эскалатора не сидят. Они стоят на сходе с эскалатора и «словом и делом» помогают продвижению потока. Поезда в метро имеют сквозной проход от начала до конца. По составу во время движения прогуливается сотрудник службы охраны метро. На некоторых перегонах, на стенах тоннелей установлен ряд мониторов транслирующих рекламу. Скорость обновления синхронизирована со скоростью движения состава и изображение в окне вагона кажется неподвижным. Все выходы из метро имеют буквенные обозначения, которых может быть до десятка.

Наверху всё сложнее. Как китайцы умудряются ездить — непонятно. Наверное с молоком матери впитывают. Начнём с того, что отсутствует знак «уступите дорогу» и соответственно «главная дорога» тоже. Разрешён поворот направо на красный. Значительную часть транспортного потока составляют велосипедисты, мотоциклисты и скутеристы, которые к сигналам светофора относятся чуть лучше чем никак. В часы пик число двухколёсных транспортных средств стартующих со светофора может составлять по 100 штук с каждой стороны. Гул от гудков сливается в практически сплошное гудение. Причём сигнал клаксона предназначен конкретному водителю, а не просто «освободите дорогу». На некоторых сложных перекрёстках стоят регулировщики. В часы пик на крупных перекрёстках стоят типа регулировщиков в оранжевых жилетах с флажками управляющие людскими и велосипедными потоками. К ситуациям когда кто-то кого-то не пропустил или подрезал китайцы относятся без эмоций. При этом транспорт движется, пробок практически нет. Большинство дорог оборудовано велосипедными дорожками/выделенными полосами общественного транспорта.

Автобус и троллейбус стоят 16 рублей. Вход через переднюю дверь. Проезд по проездным или за деньги. Деньги бросаются в кассу а-ля семидесятые, билет не выдаётся. Водитель размен денег не осуществляет, поэтому иногда приходится бросать деньги без сдачи. Троллейбусы в Пекине могут ездить без проводов. Несколько раз встречались электрические автобусы.

Пригородные автобусы. Проезд в зависимости от расстояния. До городка где находится участок Стены Мутяньюй около 100 р. Проездной прикладывается при входе и при выходе из автобуса. В автобусе находится кондуктор/охранник продающий билеты. Во время движения он ходит по салону, либо сидит на откидном стульчике обозревая салон.

Такси в каждом городе унифицировано. Все авто одной раскраски. В большинстве автомобили гольф-класса. В Ченду 99% такси это VW Jetta 3-го и 6-го поколения. Причём первых почти половина. Несколько раз встречался Ситроен аналогичного класса. В качестве такси также используются моторикши. Это вроде мотороллера «муравей» с двумя или четырьмя посадочными местами в кузове.

Велосипеды. На улицах широко распространены прокаты велосипедов. Судя по расцветке их представляют несколько фирм. Велосипед заблокирован электронным или механическим замком. Желающий поехать сканирует QR-код на велосипеде, с телефона снимаются какие-то средства и приходит код разблокировки. Электронные замки, как я понял, разблокируются автоматически. Также похоже на то, что человек взяв велосипед на одной стоянке может оставить его на другой стоянке соответствующей фирмы. К слову сказать, на обратном пути я видел такую же стоянку велосипедов с характерной формой заднего крыла у здания Ярославского вокзала.

Ещё по двухколёсному транспорту. В Пекине 70% — велосипеды, причём обычные. В Ченду 70% электрические скутеры и электрические велосипеды. Бензиновые скутеры и мотоциклы в основном в деревне. Иногда встречаются мощные скутеры с бензиновым мотором которые едут в потоке с автомобилями.

Про людей. В Китае толстые люди отсутствуют как класс. Недавно в Уютненьком была публикация о вреде дрожжевого хлеба. Глядя на китайцев начинаешь думать что вполне может быть. Хлеб китайцы не едят. Пшеничный хлеб можно встретить только в маркетах типа Wallmart или Vanguard. В столовке вместо хлеба подают большую плошку несолёного варёного холодного риса. Полные женщины практически отсутствуют. У мужчин с возрастом иногда появляется животик, который они демонстрируют закатывая футболку или рубашку, но откровенно толстых нет. Каждый вечер на всех свободных площадках, а то и просто на улице, китайцы танцуют. В большинстве случаев это синхронный ритмичный хип-хоп/диско под национальную музыку. Иногда разновидности бальных или восточных танцев. Нередко любители каллиграфии рисуют иероглифы водой на плитках мостовой. Играют в бадминтон и волейбол. В любое время и любых местах китайцы могут делать гимнастические упражнения. Никого не удивляет мужчина выполняющий гимнастические движения на ходу или женщина совершающая энергичные махи ногами дожидая автобус.

По сравнению с Россией в Китае редко увидишь беременную женщину. Детей на улицах в будние дни не видно. Только утром когда идут в школу. Очень много пожилых людей, причем не старушек с палочками, а вполне активных. На улицах часто встречаются люди в инвалидных колясках, которых сопровождают родственники. Маленьких детей нередко водят пристегнув браслет со спиральным шнуром на запястье или просто привязывая верёвку к поясу. Ещё интересная особенность: китайцы ходят из дома на работу в рабочей одежде. Например офисный служащий с бейджиком, экскурсовод в национальной одежде или рабочий в робе, каске и с лопатой. Каждый второй несёт в руках бутылочку с листьями или цветами залитыми водой. В Пекине в некоторых местах процентов 20 людей ходят в респираторах и масках. В других городах люди в масках — редкость.

Города Китая сильно отличаются. В Пекине все женщины ходят ненакрашенные, с распущенными волосами или хвостиком в неизменных чёрных лосинах и спортивных тапках. Зона декольте обязательно закрыта. Женщина в платье встречается редко и в основном пожилого возраста. Случайно заметил что невеста в длинном белом платье фотографировавшаяся у Запретного города была в чёрных лосинах и белых кроссовках. Мужчины, напротив: обычно хорошо одетые, со стильными прическами и ухоженными руками. Причём ориентация у них, на мой взгляд, вполне традиционная. В Ченду, который я бы назвал «китайским Питером», женщины с причёсками, многие в платьях и на каблуках. Макияж присутствует. Но декольте и спина всё так же закрыты.

Несколько сумбурно. В следующий раз, если будет интересно, могу рассказать про магазины, поезда и организацию поездки в Китай без знания китайского с минимальным знанием ангельского.

Источник материала
Материал: zeloone
Иллюстрация: zeloone

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх