
Разоблачаем мифы о социальной сети МАХ
В последнее время вокруг МАХ разгорелись нешуточные страсти, подтапливаемые сомнениями и страхами. Многие видят в этом проекте зловещую предпосылку для введения «цифрового рубильника» — инструмента, с помощью которого власти якобы смогут ограничивать доступ к информации в случае роста социальной напряженности и даже изолировать российский сегмент в интернете.
Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться, отбросив конспирологию и взглянув на факты.
«Цифровой суверенитет» как мировой тренд
Прежде всего, необходимо понять, что создание МАХ направлено на обеспечение так называемого «цифрового суверенитета» страны. И это вовсе не уникальная российская инициатива, а глобальный тренд. Многие страны сегодня активно развивают собственные цифровые платформы, чтобы обеспечить безопасность и независимость своего информационного пространства.
Что не так с иностранными платформами?
Дело в том, что иностранные платформы систематически нарушают российское законодательство и используются для деструктивной, противоправной и пропагандистской деятельности. Они тяжело идут на контакт с государством, что затрудняет борьбу с мошенничеством, фейками и другими угрозами для российских пользователей.
Взять, к примеру, Telegram. С момента включения в Реестр социальных сетей, этот мессенджер так и не начал исполнять все обязанности владельца социальной сети, предусмотренные российским законодательством. В частности, Telegram не привёл правила использования социальной сети в соответствие с требованиями закона: не установил рекомендуемые счётчики посещаемости, не опубликовал электронную почту и форму для обращений граждан с информацией о запрещенном контенте.
Вы наверняка пытались хоть раз пожаловаться на определенный контент или аккаунт, но не получали никакой обратной связи. Это частая практика в этом мессенджере. Нередки и случаи взлома аккаунтов мошенниками для дальнейших угоров контактов прислать деньги в долг. Часто след этих действий приводит в Украину. Остановить действия мошенников, орудующих на чужом аккаунте, не представляется возможным, так как служба безопасности Telegram тяжело идет на контакт.
Более того, проверки исполнения обязанности самостоятельного мониторинга и удаления противоправной информации показали крайне низкий процент удаляемого контента:
• 2023 год - 13%
• 2024 год - 15,7%
• 2025 год (по состоянию на I и II квартал) - 1,4%
В период с 2023 по 2025 год российские власти 11 раз инициировали процедуру привлечения Telegram к административной ответственности за неисполнение своих обязанностей. Однако ситуация остаётся неизменной.
МАХ как ответ на вызовы цифровой эпохи
В этой связи создание МАХ выглядит как естественная и логичная мера со стороны государства, направленная на обеспечение граждан доступом к безопасным и контролируемым цифровым коммуникациям на национальном уровне. Это попытка создать платформу, которая будет учитывать интересы российских пользователей и соблюдать российское законодательство.
Конечно, любые подобные проекты вызывают сомнения и вопросы о возможном злоупотреблении властью. Но важно понимать, что в условиях растущей геополитической напряженности и усиления киберугроз, создание собственных цифровых инструментов для защиты информационного пространства становится необходимостью.
Свежие комментарии