В последнее время в крупных российских мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, активизировались масштабные полицейские рейды, нацеленные на курьеров-мигрантов, использующих электрические велосипеды. Операция под кодовым названием «Велокурьер» быстро оказалась в центре внимания СМИ и социальных сетей, где пользователи делятся фотографиями и видео переполненных штрафстоянок, заставленных конфискованными электровелосипедами.

Проблема с курьерами назревала давно. Жители городов неоднократно жаловались на то, что курьеры на электровелосипедах опасно передвигаются по тротуарам, маневрируя среди пешеходов, или выезжают на дороги, пренебрегая правилами дорожного движения.
К сожалению, такие ситуации не всегда заканчиваются хорошо. Недавно в районе ВДНХ в Москве курьер на электровелосипеде сбил пожилого мужчину в пешеходной зоне. Пострадавший был госпитализирован с черепно-мозговой травмой. Очевидцы утверждают, что курьер ехал с большой скоростью и разговаривал по мобильному телефону.
В столице рейды проводились с 21 по 23 марта. Сотрудники ГИБДД совместно с миграционной службой проверяли курьеров на соответствие техники нормам и соблюдение миграционного законодательства. Выяснилось, что у сотен электровелосипедов мощность двигателей превышает допустимую, что автоматически переводит их в категорию мопедов, требующих водительских прав категории "М".
По словам полицейского, участвовавшего в рейде:
"За два дня мы проверили около 300 курьеров. Многие из них не знали, что их транспортное средство подлежит регистрации. У некоторых не было никаких документов, даже удостоверяющих личность, не говоря уже о документах на велосипед".
Помимо технических нарушений, были обнаружены серьезные проблемы с легальностью пребывания мигрантов в стране. По данным МВД, многие курьеры являются нелегальными работниками, устроившимися на работу неясным образом.
Представитель пресс-службы ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщил о ситуации в городе: "Около 80% проверенных нами электровелосипедистов работают курьерами в службах доставки еды. Значительная часть из них - иностранные граждане. Примерно каждый пятый находится в России без необходимых документов. Это не только нарушение миграционного законодательства, но и вопрос безопасности. Кто несет ответственность за действия этих людей на дороге?"
В обеих столицах стоянки для конфискованного транспорта переполнены изъятыми электровелосипедами. В связи с этим власти приняли решение сделать проверки регулярными. С 24 марта 2025 года рейды по выявлению курьеров-нелегалов стали проводиться на постоянной основе в обеих столицах и других крупных городах.
Только в первый день новых рейдов в Санкт-Петербурге было проверено 200 курьеров, у 160 из которых были конфискованы электровелосипеды. По данным МВД, характеристики этих транспортных средств соответствовали мопедам, что требовало наличия водительских прав, которых у курьеров не было.
Естественно, повышенное внимание правоохранительных органов к курьерам вызвало обеспокоенность среди иностранных граждан, зарабатывающих себе на жизнь доставкой еды. Примечательно, что многие из них изначально приехали в Россию работать строителями, но, по-видимому, развозить заказы по российским улицам оказалось более привлекательным занятием, чем месить бетон.
Среди мигрантов нарастает паника. Некоторые считают, что российские силовики проявляют излишнюю жесткость.
"Я просто шел домой, без заказов. У меня велосипед не мощный, старый. А они говорят: "Пойдем, проверка". Я говорю: я устал, я работал 12 часов. Они меня в машину, без спроса", - жалуется плохо говорящий по-русски курьер по имени Фаррух. "Забрали велосипед, даже не спросили. Как мне теперь жить?"
Подобные истории не редкость в курьерских чатах, Telegram-каналах и закрытых группах мигрантов. Некоторые утверждают, что при задержаниях сталкивались с грубостью, а иногда и с вымогательством.
Однако до сих пор не было подано ни одной официальной жалобы. Вероятно, видеорегистраторы, прикрепленные к форме полицейских, удерживают многих мигрантов от дачи ложных показаний.
Тем временем службы доставки испытывают логистические трудности. В некоторых районах увеличилось время ожидания заказов, а пользователи жалуются на сбои в работе сервиса.
"Нам тоже нелегко", - говорит представитель крупной компании по доставке еды. "Мы несем убытки и пытаемся оперативно решать проблему, предлагая сотрудникам использовать легальные средства передвижения. Но это требует времени".
Как работает механизм рейдов?
Рейды начинаются внезапно, без предупреждения. В час пик патрули ГИБДД, миграционной службы и Росгвардии занимают ключевые точки - от спальных районов до центральных улиц и оживленных перекрестков. Иногда это напоминает спецоперацию.
Проверяют все: мощность двигателя (если выше 0,25 кВт, то это уже мопед), наличие водительских прав категории "М", а главное - законность пребывания в стране. Достаточно одного взгляда на велосипед и короткого разговора, чтобы понять, есть ли нарушения.
Эвакуаторы работают как конвейер: один за другим загружают электровелосипеды и отвозят их на штрафстоянки. Для многих курьеров это настоящая трагедия, ведь велосипед часто куплен в кредит или взят в аренду на последние деньги.
"Велосипед стоит как два месяца работы. Как теперь зарабатывать?"
- спрашивает один из курьеров в поношенной куртке, наблюдая за тем, как увозят его транспортное средство.
Владельцам выписывают штрафы - от 500 до 2000 рублей, в зависимости от характера нарушения. Но это еще не самое страшное.
Если сотрудники миграционной службы обнаруживают, что курьер находится в России без регистрации, с просроченным патентом или нелегально, запускается процедура депортации. Сначала временный изолятор, потом суд и билет в один конец.
"Я думал, что будет как раньше: максимум штраф и отпустят домой. А мне сказали: "Ты уедешь. Все. Собирай вещи",
- говорит Улугбек, ожидающий выдворения в центре временного содержания.
Сотни таких людей уже отправили домой. Их мопеды остаются на стоянках, ржавея под дождем, как немые свидетели свершившегося правосудия.
Вопрос массового присутствия иностранных курьеров и их статуса в стране стал не только техническим и правовым, но и политическим. И, судя по всему, в ближайшие месяцы следует ожидать еще более серьезных изменений в регулировании сферы курьерской доставки.
Общественное мнение россиян
В большинстве своем, граждане России склонны поддерживать действия правоохранительных органов, направленные на усиление контроля в отношении мигрантов.
"У нас в стране все как-то криво делается. Курьеры появились, а правил для них нет. Правил дорожного движения для них не существует. Электровелосипеды – это те же мопеды. Но мопеды ездят по дорогам, а электровелосипеды по тротуарам. Почему так? Надо заставить чиновников ходить пешком, отобрать у них служебные машины. Тогда быстро появится закон, запрещающий электровелосипедам и самокатам ездить по тротуарам";
"Давно пора положить этому конец. Никому это не нравится. Эти мелькания туда-сюда, постоянные звонки, страх, что собьют. Кто это все придумал? Раньше было спокойно, все обходились без этого, а теперь как эпидемия какая-то. Превратили страну в неразбериху. Навезли миллионы мигрантов. Они здесь нужны? Кто это лоббирует? Понятно, что лоббисты миграции – это правительство, Дума и президент, которые голосуют за это";
– пишут пользователи в интернете.
На фоне массовых задержаний, взысканий и выдворений иностранных граждан развернулась публичная дискуссия. Некоторые открыто встали на защиту мигрантов, особенно курьеров. Среди них – известный сторонник трудовой миграции, заместитель главы комитета Госдумы по делам СНГ и евразийской интеграции Константин Затулин. Его заявление прозвучало достаточно резко, на фоне всеобщего одобрения проверок:
"Если те рабочие места, которые сегодня занимают мигранты, от курьеров до поваров шаурмы, освободятся, то туда перейдут специалисты, которые сейчас строят подводные лодки и работают на заводах, – заявил депутат. – Потому что в освободившейся нише возникнет нехватка кадров, и зарплаты сразу вырастут. И люди пойдут туда, где проще и выгоднее".
Он подчеркнул, что мигранты – это не иждивенцы, а работники, необходимые экономике.
"Постоянно возникает паника: "Огромное количество курьеров из Средней Азии – 40 тысяч!" Говорят: "Нам эти курьеры не нужны, у них слишком высокая зарплата. Лучше бы ученых приглашали!" Но этих курьеров государство не финансирует, в отличие от ученых. Их нанимают частные компании, они обслуживают рынок. Если вы считаете, что нам не нужны таксисты, курьеры, продавцы, то мы либо вернемся в прошлое, либо получим отток квалифицированных кадров – и все равно вернемся в прошлое".
Это заявление спровоцировало оживленные споры: одни увидели в нем логику, другие – защиту нелегалов. Кто-то написал: "Наконец-то кто-то говорит правду!", а кто-то: "Затулин просто боится остаться без шаурмы под домом".
В курьерских чатах слова депутата восприняли с осторожной надеждой. Один из них, по имени Шерали, сказал:
"Мы видим, что есть люди, которые понимают. Кто говорит, что мы не враги. Мы просто хотим работать. Если бы нам дали возможность, мы бы все сделали по закону. Но пока с нами обращаются, как с преступниками…"
Растущее напряжение среди курьеров-мигрантов, столкнувшихся с жесткими рейдами и перспективой депортации, вызвало волну обсуждений в обществе. Диаспоры, понятное дело выражают обеспокоенность по поводу соблюдения прав человека в ходе проверок, призывая к более гуманному подходу к решению проблемы. Они указывают на то, что многие мигранты, приехавшие в Россию в поисках заработка, оказались в уязвимом положении из-за незнания законов и отсутствия юридической поддержки.
В то же время, сторонники ужесточения контроля над курьерской службой подчеркивают необходимость обеспечения безопасности граждан и соблюдения правил дорожного движения. Они утверждают, что бесконтрольное передвижение электровелосипедов по тротуарам и дорогам создает реальную угрозу для пешеходов и водителей, а также способствует росту числа дорожно-транспортных происшествий. В социальных сетях развернулась ожесточенная дискуссия о балансе между экономическими интересами и общественной безопасностью.

В ближайшем будущем ожидается принятие новых законодательных инициатив, направленных на регулирование деятельности курьерских служб и повышение ответственности как самих курьеров, так и компаний, которые их нанимают. В частности, рассматривается возможность введения обязательной регистрации электровелосипедов и других средств передвижения, используемых для доставки, а также ужесточения требований к водительским правам и миграционному статусу курьеров. Цель этих мер - создать более прозрачную и контролируемую систему, которая позволит обеспечить безопасность граждан и соблюдение законности в сфере курьерской доставки.
Свежие комментарии